Мемориальный памятник экипажу подводной лодки К-19. Г. Москва, Кузьминское кладбище.
Московские высоковольтные сети (МВС) → Современная история → Курируемые памятники. Cкачать
Памятник морякам-подводникам, погибшим на подводной лодке К-19.

Установлен 4 июля 1998 г.

Силуэт подводной лодки объединяет 6 каменных надгробий.

Авторы — скульптор-монументалист Алексей Постол и архитектор Михаил Панкратов.

Финансировало строительство памятника погибшим подводникам АО «Мосэнерго», а в разработке проекта принимал участие Российский военный историко-культурный центр при Правительстве РФ.

Эстафету энергетиков «Мосэнерго» подхватили в ПАО «МОЭСК». Заботу о памятнике взял на себя филиал «Московские высоковольтные сети».

К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Ядерный реактор лодки К-19 позволял совершать походы в любые точки Земли в скрытном положении, находясь в толще вод Мирового океана.

В июне-июле 1961 года в северной части Атлантического океана проходили боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и лодка К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев. Во время учений на борту К-19 произошла тяжелая авария — лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из-за чего произошла утечка радиации.

Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на не отключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов.

Авария атомного реактора могла привести и к взрыву лодки, а впоследствии – к глобальной экологической катастрофе – радиоактивному отравлению вод Мирового океана.

Командиром лодки было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. Многие члены экипажа от полученных доз радиации скончались.

Жертвуя собственной жизнью, советские подводники спасли мир от страшной ядерной катастрофы.

Медиа-материалы

Электрозаграждения на рубеже обороны Москвы
Скачать
Все материалы
Пополнить музей экспонатом
Заказать экскурсию в музей